22 авиаполк Продолжение истории

28 ноября 1941 г. полк был передан в состав 146 АД. В это время полк имел 18 самолетов СБ, из них 3 неисправных. Через месяц, 29 ноября 1941г. ,  осталось только 7 самолетов, из них 2 неисправных. А еще через неделю полк обладал всего одним исправным и тремя неисправными самолетами. Ускоренный ремонт материальной части и пополнение не могли возместить возрастающих потерь. 7 января 1942г. боевые вылеты пришлось прекратить.

9 января 1942 г. вся исправная техника была передана в 130 СБАП. Вероятно, в это время полк был передан в непосредственное подчинение ВВС Западного фронта. До 20 февраля 1942 г. полк занимался восстановлением материальной части, принимал пополнение.  Восстановив технику и летный состав, полк перебазировался на аэродром Дракино, под городом Серпухов. На вооружении в этот период в полку были самолеты СБ и АР-2.

В мае 1942 г. вошел в состав 213 БАД. Затем входил в состав 204 БАД.

Основными объектами бомбардировок в 1942 г. были вражеские аэродромы, а также шоссейные дороги, железнодорожные мосты и переправы, узлы обороны, станции и др. Всего в 1942 г. было произведено 280 боевых вылетов. В июне 1942 г. полк освоил ночное фотографирование.

С 4 сентября 1942 г. полк принимал участие в боях за Ржев. До марта 1943 г. летчики полка произвели 330 боевых вылетов на Ржев и 249 вылетов по всей территории Ржевского плацдарма.

За проявленную в боях отвагу, стойкость и дисциплинированность, за героизм личного состава полк преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 22 ГНБАП.

к 22 ноября 1942г. г. полк потерял 58 человек — практически всю свою летную часть, а также 25 самолетов.

С января 1943 г. помимо боевых вылетов 22 авиаполк обеспечивал боеприпасами, продовольствием и обмундированием партизанские отряды, действовавшие в районах городов Клетня, Брянск, Витебск, а также производил буксировку планеров с людьми в тыл врага.

В честь организации и сформирования авиационного полка, прохождения учебно-боевой подготовки в Красноярске приказом НКО СССР от 04.05.43 г. полку присвоено почетное наименование «Красноярский». Надо отметить, что к исходу 1942 г. в полку остался всего один красноярец — летчик Иван Николаевич Горбунов.

С момента прибытия на фронт и до 01.07.43 г. полк совершил 2455 боевых вылетов, сбросил св. 32 тыс. авиабомб различной мощности. К исходу 1943 г. за боевые подвиги орденами и медалями было награждено 106 воинов полка.

30.06.43 г. остатки полка переведены на аэродром Ляды (близ Тамбова) и полк был выведен из боевых действий. Почти 9 месяцев полк находился в тылу. За это время был пополнен и переучен личный состав и заменена материальная часть на бомбардировщики A-20 «Бостон».

09.04.44 г. полк отбыл на фронт: 30 самолетов, из которых 27 A-20 «Бостон»; 123 человека летного и 199 технического и начальственного состава. До конца войны входил в состав 321 БАД.

Сначала действовал на 1-м Украинском фронте, наносил удары на Львов, Зборов, Каменку, Тарновицу, Сасов, Золочев и др. Летали и днем и ночью. Полк сопровождал пехоту, наступавшую на Карпаты, помогал ей выйти на оперативный простор Венгрии и Чехословакии. За время действия в составе 1-го Украинского фронта полк потерял 11 самолетов и 17 человек личного состава.

С 01.08.44 г. действовал на 4-м Украинском фронте. Занимался ночной разведкой, производил налеты на коммуникации противника сразу в трех государствах — Чехословакии, Венгрии и Польше.

В 1944 г. часть пять раз удостаивалась благодарности ВГК: дважды за Львов, за Карпаты, за Ужгород, за словацкий город Михаловце.

За время работы на 4-м Украинском фронте погибло 8 летчиков, 7 штурманов, 13 стрелков-радистов и воздушных стрелков, 4 механика. За это же время полк произвел 1040 боевых вылетов и сбросил 1350 тонн авиабомб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.07.45 г. полк удостоен ордена Суворова III степени. Кроме ордена, за 1945 год в адрес полка последовало еще четыре благодарности ВГК — за действия в Польше и Чехословакии.

День Победы полк встретил в Германии на аэродроме Обер-Глогау. Затем он обосновался на базе Росвайде (Германия) и находился здесь до 18.08.45 г., когда его перебросили в СССР. С середины августа до середины декабря полк нес службу на аэродроме Сутиски Винницкой области. В конце 1945 г. начал перебазировался в Среднюю Азию, в Фергану, куда прибыл 07.01.46 г. В части было четыре эскадрильи, а в марте 1947 г. года добавилось еще 13 экипажей из расформированного 46 бап.

В 1960 г. полк был расформирован.

   

 

Источники информации:

  1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. — Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.
  2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
  3. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. — М.: Издательский Дом «Техника-молодежи», 1999.
  4. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. — М.: Издательский Дом «Техника-молодежи», 2001.
  5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
  6. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru
  7. Дубровин Л.А. Пикировщики. — М.: Воениздат, 1986.
  8. Перечень N12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.